Тел. офис: +7 (4832) 58-60-50, 58-60-51, салон: 58-60-52
Брянск, ул.Красноармейская, 100 (ТЦ «Мельница») · схема проезда
БЮРОКРАТ мебель для офиса
Системы перегородок
Офисные двери
Мебель для офиса
Облицовка стен гипсовинилом
Мы на планете
Вернуться в список статей

К викингам - с любовью (часть 3-я)

К викингам с любовью

Ранним утром 28 июня 2016 года 15-палубный океанский круизный лайнер "MSC Musica" вошел в воды норвежского Гейрангер-фьорда, одного из красивейших мест на Земле. Среди двух тысяч его пассажиров, высыпавших на открытую верхнюю палубу, находилась супружеская пара из далекого и неизвестного многим из них российского города Брянска. Так мы с женой встретили день тридцатой годовщины совместной жизни! Это наше "свадебное" путешествие началось в городах северной Германии Гамбурге и Киле (рассказ о которых напечатала "Точка.Брянск" в своем августовском номере). Продолжилось на круизном корабле в море и столице Дании Копенгагене (об этом рассказ в сентябрьском номере "Точка.Брянск"). Но главный день круиза приходился на Норвегию, так мы запланировали, такой подбирали маршрут…

> Юбиляры в норвежском прикиде

Юбиляры в норвежском прикиде

Гейрангер-фьорд: здесь живет радуга

А за десять тысяч лет до этого ледник, покрывавший весь Скандинавский полуостров, начал таять и сползать в Северное море. Процесс протекал медленно, каждый год огромные массы льда смещались с гор вниз всего на несколько метров. Но глобальное потепление уже наступило, и последний ледниковый период неумолимо заканчивался: льды уходили в моря и океаны, освобождая место для появления здесь нас, людей.

Там, где горы имели крепкий каменистый состав, ледник просто сползал вниз. В тех местах, где горные породы были мягче, массы льда продавливали её, сминали, увлекали за собой. Позже, когда лед растаял, эти прорезанные им на пути к морю горные каньоны заполнились морской водой - так появились фьорды. Прошли еще тысячи лет прежде, чем голые каменные берега покрылись слоем почвы, заросли лесами, кустарниками, травой. Оставшиеся на вершинах гор ледники продолжают таять и по сей день, спадая по обрывистым склонам красивейшими водопадами - такими выглядят фьорды сейчас. За тем, чтобы увидеть это великолепие, мы летим, едем и плывем в Норвегию из разных стран и со всех континентов.

По данным экспертов общества National Geographic, норвежские фьорды лидируют в рейтинге посещаемости самых популярных объектов Всемирного культурного наследия, опережая египетские пирамиды, перуанский Мачу-Пикчу и камбоджийский Ангкор-Ват.

Итак, Гейрангер. В переводе со старо-норвежского "ангер" - значит "залив", а "гейр" - "наконечник стрелы". На самом острие залива-стрелы расположился небольшой поселок с таким же названием, в котором постоянно проживает около четырехсот человек. А посещает этот фьорд и этот поселок до четырехсот тысяч туристов в год. Нет, цифры не "заговорят", если не перевести их на понятный жителю Брянска язык: представьте, что в нашем городе (с населением в 400 тысяч) за год побывало бы, погуляло по улицам и паркам, поездило на машинах, автобусах и троллейбусах, пообедало в ресторанах 400 миллионов человек! Это примерно в четыре раза больше, чем всё дееспособное население России! Представили?

Лайнер медленно движется по водам фьорда, русскоязычный гид рассказывает немногочисленной обступившей его группе соотечественников об укладе жизни древних норвежцев на этих суровых скалах, о том, как англичане в начале двадцатого века "открыли" красоты здешних мест и организовали сюда первые морские экскурсии… А корабль тем временем приближается к каскаду живописнейших водопадов, вид на которые открывается и по правому, и по левому борту. Мы "прилипаем" к поручням открытой палубы, завороженные неземным зрелищем. Рты приоткрыты в восторге, фотоаппараты "забыты" в приподнятых руках на уровне груди…

 Водопад Фата невесты

Водопад Фата невесты

- Слева по ходу появился водопад "Фата невесты", - слова гида доносятся до приглушенного сознания как будто издалека, хотя он стоит за спиной. - С этой точки мы видим ниспадающее со скал широкое полотно воды, оно колышется, словно фата на ветру, и в лучах солнца цвет этой "ткани" из воды кажется белым. Но вот корабль проходит несколько десятков метров: тончайшая "фата" становится почти прозрачной, а с этого угла, смотрите внимательно, - она совсем исчезает, видите?

И, действительно, мы находимся теперь прямо напротив водопада, и он растворяется, исчезает на глазах - настолько тончайшие струи воды соткали его полотно! Солнце пронизало паутинку воды, просветило насквозь, и она больше не видима человеческим глазом… А еще через несколько мгновений на месте "исчезнувшего" водопада заиграл в тончайших капельках веселый кусочек радуги! Уф, кажется, я забыл дышать во время этого чудесного природного представления!

Другой "характер" у водопада "Семь сестер" - семь тонких стремительных струй рядком стекают с тысячеметровой скалы в соленые воды залива. А почти напротив них с другого берега широким шумным потоком низвергается с гор водопад "Жених". Ну как же тут обойдется без легенды! По преданию, сильный и храбрый воин-викинг пришел в деревню свататься. На выбор ему предложили семь невест-сестер. И были они одна другой краше. Решительный и быстрый в бою, тут викинг растерялся! Не смог он сделать свой выбор ни в этот день, ни на следующий. Так и остались они в веках, превратившись в водопады, семь сестер и жених, смотрящие друг на друга с противоположных берегов Гейрангер-фьорда.

 Нерешительный Жених

Нерешительный Жених

Глубина залива у поселка Гейрангер не позволяет нашему лайнеру пришвартоваться к местному причалу, поэтому "Musica" разворачивается носом к выходу и становится на якоря в гавани. К причалу и обратно в течение всего дня будут непрерывно курсировать шлюпы, в каждый из которых помещается по несколько десятков человек. Так мы попадем на берег.

Для тех, кто "по земле" приезжает полюбоваться видами фьорда, в поселке построена пара-тройка гостиниц, выделена большая площадка для парковки так называемых домов на колесах, или трейлеров. Кстати, возможность довольно комфортно добраться в эти места по суше появилась еще в 1936 году, когда был построен горный серпантин Тролльстиген ("Лестница троллей"). Поистине, инженеры, строившие дорогу, имели право гордиться своим детищем: ведь они с помощью доступных в 30-е годы прошлого века технических средств смогли проложить на крутом склоне горы, в твердых скальных породах, устоявших даже на пути ледника, многие километры дорожного полотна!

О троллях - этой "фишке" норвежцев я еще расскажу, а пока погуляем по поселку Гейрангер.

Как я уже упоминал, поселок стоит на "острие стрелы" и, если развить этот образ, стрела залива как-бы "пробила" расположенные в конце фьорда горы, раздвинула их. И в образовавшееся ущелье с вершин, с ледников устремилась бурная горная река. Она через пороги и перекаты несет свои воды в залив, днем и ночью дополняя видимые красоты фьорда великолепной симфонией шумов и журчания!

Виды на водопады с борта корабля (уровень десятого этажа жилого дома!) были незабываемы. Но теперь у нас есть возможность подняться в гору и посмотреть на залив с высоты, так сказать, птичьего полета. А наш громадный корабль смотрится отсюда маленькой лодочкой на синем блюдце спокойной воды гавани. Шлюпы же (вместимостью под сотню пассажиров каждый!) суетятся внизу мелкими оранжевыми мушками.

 Так большое видится на расстоянии

Так большое видится на расстоянии

Какое правильное мы все-таки приняли решение: день годовщины свадьбы встретить в великолепном, впечатляющем, шокирующем фантастическими красотами Гейрангер-фьорде!

Почти весь этот день был солнечным. По словам гида, так везет не всем. А когда лайнер уходил под вечер из вод нашего "юбилейного" фьорда, норвежское солнце преподнесло нам поистине свадебный подарок - ярчайшую двойную радугу!

 Прощание с Гейрангер-фьордом

Прощание с Гейрангер-фьордом

Флом и тролли

Ночь мы проведем на корабле, который для того, чтобы попасть в следующий фьорд, должен выйти из предыдущего в открытое море.

Самое время рассказать о злобных норвежских существах - троллях. Днем они прячутся в густых лесах, пещерах, под мостами или вообще временно превращаются в камни и пни, поэтому нас - в корабельной каюте - им не достать. Значит, могу говорить о них всё, как есть, начистоту!

Роста тролли бывают разного, и великаны встречаются, и с человека величиной. Две руки, две ноги, как у нас. Большущий нос, как правило... Но имеются у них и отличия от человека: хвостик и по четыре пальца на руках. Так что, когда встретится на вашем пути злобный, вреднющий человечишка, не спешите думать, что это и есть тролль. Насчет хвоста не знаю, но пальцы на руке у существа постарайтесь пересчитать. И если их все-таки четыре! Руки ему не подавать, имя свое не называть, убегая, ноги заплетать, чтобы следы крестиком ложились…

Похихикал я, конечно, от души, пока вы предыдущий абзац внимательно читали, sorry!

Тролль в настроении

Тролль в настроении

Ну, а норвежцы тему троллей всерьез культивируют. Прибыль от сувениров - фигурок всевозможных, изображений лесных существ на магнитиках, кружках и прочих предметах - это прежде всего. Так они ж еще и целую программу защиты окружающей среды на своих мифологических соотечественниках выстроили! Мол, если попал ты в горы или лес, брат-туристик, камни и деревья не тронь, костры где ни попадя не разводи. Всё, чего коснешься с недобрыми намерениями, может быть спящим троллем. А уж он тебя запомнит и за урон тебе потом отомстит! Только дождется темной ночи…

И ведь срабатывает: порядок кругом, чистота. В рекламных туристических буклетах это называется "нетронутая природа".

Домик, в котором живут тролли

Домик, в котором живут тролли

Всю ночь наш лайнер шел по водам самого длинного в Норвегии (протяженностью более 200 км) Согнефьорда. Под утро свернул в один из его рукавов, Аурландфьорд, и пришвартовался в порту деревушки Флом. Это наш второй день в Норвегии.

В одних источниках Флом называют, как и я, деревушкой, в других - городком. Вряд ли это важно. То, что мы увидели с высоты корабельной палубы, показалось не настоящим, а игрушечным населенным пунктиком, макетом, декорацией к детской сказке. На зеленой полянке, зажатой между заливом и рекой, окруженной с трех сторон горами, расположился десяток симпатичных домиков, вокруг них припаркованы машинки и даже автобусики. В заливе - лодочки, вдали - игрушечная железная дорога с игрушечными вагончиками… Сплошное умиление.

 Игрушечный Флом

Игрушечный Флом

Конечно, спустившись на землю (в прямом и переносном смысле), мы обнаружили, что всё это настоящее. В домиках - рестораны, кафе и сувенирные магазины, а в одном из них - даже музей местной железной дороги. Реальные автобусы привезли сюда не гномов, а нормальной величины туристов. В катера грузятся хоть и мелкие, но настоящие китайцы-путешественники. Но стоило отправиться в гору по одному из прогулочных туристических маршрутов и взглянуть на Флом оттуда, как он опять превратился в милую мини-декорацию, которую хочется фотографировать и фотографировать со всех возможных точек!

Вид на Флом с берега

Вид на Флом с берега

Главная достопримечательность городка и гордость его жителей - Фломская железная дорога. По ней можно доехать от порта до станции Мюрдал и пересесть на поезд Осло-Берген. Но мало кто так делает, ведь местных жителей во всех окрестностях не наберется и пяти сотен, а туристам, севшим в поезд, нужно вернуться к своим автобусам или кораблям. Потому и назначение железной дороги скорее прогулочно-туристическое. Купили билет. Поедем, посмотрим, что в фломском поезде особенного?

Оказалось, особенностей много. У полотна этой горной железной дороги один из самых крутых в мире уклонов: один метр на каждые восемнадцать метров пути. Всего за час мы поднялись от порта (уровень моря) на вершину горного плато с отметкой 863 метра над уровнем моря. Почти треть двадцатикилометрового пути проходит в туннелях, их 18, и все пробивались вручную, ведь этот "объект" сдали в эксплуатацию восемьдесят лет назад! Дорога трижды пересекает горную реку, но строители не проложили ни одного моста - каждый раз для реки прокладывали туннель под дорогой и в этих местах изменяли её русло.

А какие красоты открываются взору! В начале пути в окнах видны воды фьорда в окружении покрытых яркой зеленью берегов. Эту лубочную картину вскоре сменяют жуткие глубокие ущелья с одной стороны и вздымающиеся в небо скалы с другой. Здесь на зеленом альпийском лугу мирно пасется большущее стадо белых коз, а там на голом склоне видны ужасные следы камнепада. Бурные горные реки и речушки, голубые озера, в которых плавают облака, и водопады, водопады! А через полчаса поезд уже движется среди заснеженных горных вершин…

Поезд на конечной станции

Поезд на конечной станции

Увы, этот наполненный впечатлениями день тоже проходит. Сфотографируемся с большими и вовсе не страшными троллями. Маленьких - сувенирных - заберем с собой.

Приезжайте к нам еще!

Приезжайте к нам еще!

Посмотрим с балкона своей каюты на удаляющийся и уменьшающийся в размерах "игрушечный" Флом. Теперь он, наверное, поместился бы в спичечный коробок?

Утром следующего дня нас ждет нефтяная столица Норвегии.

Ставангер: нефть в обмен на сардины

В 1969 году в территориальных водах Норвегии было открыто большое месторождение нефти. Страна в те годы сильной экономикой не обладала и потому не смогла самостоятельно освоить даже этот неожиданный "дар небес". Или, точнее сказать, моря. На помощь пришли международные корпорации, в нефтедобычу "вкачали" огромные инвестиции, и потекло по трубам норвежское "черное золото".

После долгих обсуждений и лоббирования нефтяной столицей страны был "назначен" расположенный неподалеку от скважин Ставангер, и судьба этого обычного, в общем-то, города резко изменилась. Здесь обосновались офисы крупных предприятий, закипела жизнь большого бизнеса.

В порту Ставангера

В порту Ставангера

Появилась и "свежая" достопримечательность - Музей нефти. К его строительству отнеслись серьезно, средств не жалели. Здание стилизовано под буровую вышку, "напичкано" видео-гидами и интерактивными стендами, впечатляющими экспонатами. Чего стоят настоящий огромный спасательный батискаф, например, или отпиленный фрагмент буровой, развороченной взрывом.

Познавательно, интересно, но подробным рассказом об увиденном утомлять не буду…

Давайте лучше перейдем через дорогу и погуляем по улочкам Старого города, благо, ставангерцы сохранили свои яркие деревянные домики, многие из которых построены еще в 18 веке. Казалось бы, ничего особенного: дома обшиты сайдингом (правда, натуральным - деревянным, а не пришедшим к нам через двести лет пластиковым), наличники на окнах резные, но без особых изысков. А вот краски! Яркие, игривые и такие позитивные.

Дома старого Ставангера

Дома старого Ставангера

Норвежцы всегда жили морем, оно и кормило, и морило голодом. У города рыбаков Ставангера бывали сытые времена, когда хорошо и много ловилась сельдь. А потом запасы ее истощились, и наступили трудные, унылые годы. Может, в это время и придумали ярко красить свои жилища? Хоть как-то с депрессией бороться.

Свежий улов

Свежий улов

Есть в Ставангере небольшой Музей консервов, он представляет из себя копию рыбоконсервного завода 19 века. Необычно то, что все музейные экспонаты - старинные печи, станки и прочие механизмы - действующие. Музей производит небольшими партиями консервную продукцию: копченые сардины в оливковом масле, здесь же их можно купить. Это дань памяти "сардинному буму", который продлился с середины 19-го века до середины 20-го. Сардин и сельди в норвежских водах вылавливалось в это время так много, что "приходилось" строить заводы для их переработки. К шестидесятым годам прошлого века запасы рыбы в очередной раз истощились… Спасла страну нефть.

Дочь викингов

Дочь викингов

И напоследок еще немного о викингах. Историки считают, что событием, которое привело к объединению разрозненных племен на территории Норвегии и зарождению королевства в известном сегодня виде, стало сражение при Хаврсфьорде в 872 году, как раз в пяти километрах от Ставангера. Победу над своими противниками одержал один из вигингов-предводителей Харальд Хорфагер, он и стал первым королем Норвегии.

Пора, пора! Наш лайнер дает длинный гудок, покидая Ставангер, а с ним и Норвегию. Еще одна ночь в море, еще один вечер, который мы проведем в комфорте корабельных VIP-заведений и изысканного обслуживания. Прощай, земля викингов. Или, до свидания?

Источник: Журнал "Точка! Брянск", 2016, номер 119

Вернуться в список статей

ООО «Офисные перегородки»


Тел. +7(4832) 58-60-50, 58-60-51

Брянск, ул.Красноармейская,100,
офис 427, 429 (ТЦ «Мельница»)
Схема проезда
Режим работы:
9:00 — 18:00,
вых. сб. — вс
Салон офисной мебели «Бюрократ»

Тел. +7(4832)58-60-52

Брянск, ул.Красноармейская,100,
цокольный этаж (ТЦ «Мельница»)
Схема проезда
Режим работы:
9:00 — 21:00,
без выходных
© 2012-2016 · ООО «Офисные перегородки» · О сайте